• 0
  • Нравится


Версия для людей с ограниченными возможностями


Экскурсия по Танхою
Поселок возник в начале ХХ века как железнодорожная станция Транссибирской магистрали. Байкальский берег в этой местности изгибается и образует излучину, отчего и произошло название поселка Танхой, что по-бурятски означает «излучина, изгиб». В другом толковании Танхой – это мокрое место, и этому есть подтверждение, - здесь выпадает до 1000 мм осадков в год, здесь снежные теплые зимы, дождливое лето.


В конце XIX века Россия опережает все страны мира по темпам экономического развития. Вопрос о строительстве железной дороги много раз поднимали сибирские генерал-губернаторы, представители сибирского купечества и промышленники. И вот 17 марта 1891 года Император Александр III подписал высочайший рескрипт о строительстве рельсового пути, соединившего Европу и Азию. Великий Сибирский путь прокладывался между станциями Челябинск и Владивосток. Перед строителями сибирской железной дороги стояло непременное условие: «Чтобы Сибирская железная дорога была осуществлена русскими людьми и из русских материалов». Оно было выполнено.


Сибирская железная дорога делилась на 7 строительных фрагментов, самым коротким из которых был Кругобайкальский – от Иркутска до пристани Мысовой – 292 версты. Первый путь Кругобайкальской железной дороги был сдан в 1905 году, как и значилось по графику, даже с опережением. Второй путь был построен позже, в 1911-1915 годах. Сегодня Кругобайкальская железная дорога, западная ее часть от станции Байкал до станции Слюдянка – это грандиозный комплексный историко-культурный, инженерно-ландшафтный памятник федерального значения, заповедный участок действующей (тупиковой) железнодорожной ветки в составе Восточно-Сибирской железной дороги.


Одной из станций Кругобайкальской железной дороги и является наша станция Танхой.


1899 - год начала строительства пристани, затем гавани и железнодорожных путей. Временное движение на железнодорожном участке Мысовая-Танхой было открыто 22 декабря 1902 года - всего за три года был построен путь. На самой станции Танхой работы начались весной 1901 года. При станции Танхой и пристани образовалось 5 поселков: Теребиловка, возле пристани; Безголовка, возле речки Безголовка; поселок при станции – Танхой; Осиновка, возле речки Осиновка; поселок Шахтёрка, на каменноугольных копях князя Андронникова и Ко.


В 1903 году на станции Танхой были уложены пассажирский путь, разъездной, две тупиковые ветки для ремонта вагонов, две тупиковые ветки для запасных вагонов. На станции имелось 17 стрелок и 2 семафора, пути были уложены к пристани, кстати, узкоколейкой пассажиры, прибывающие по морю, пользовались для перевоза своего багажа до станции вокзала вплоть до начала 60-х годов 20-го столетия.


К моменту сдачи участка Танхой уже встречал удобным вокзалом. В вокзале располагались зал 1 и 2 классов, зал 3 класса, мужская и дамская уборные, почта, комната начальника станции и телеграф. Современный вокзальный зал предназначен для всех пассажиров. В 1907 году это здание было жилым домом таможни, в советское время здесь размещался клуб. Когда сгорел второй вокзал, произошло перемещение, а для клуба построили новое кирпичное здание по улице Центральная.


Вокруг вокзала имелся полный комплекс построек, характерный для каждой железнодорожной станции: водогрейка, погреб для керосина, пожарный сарай, ледник, типовой жилой дом (он сохранился), торговый навес, коновязь. За вокзалом в направлении поселка стояло здание с буфетом. Для хранения грузов были построены: пакгауз, открытая и крытая платформы.


Водонапорные башни стоят сегодня, как два могучих исполина, неподвластные ни времени, ни стихиям, хранят память о давних событиях. Башни предназначались для заправки паровозов водой. Западная башня (высотой 19 м) принимала воду из речки Осиновка по водопроводу. Восточная башня, построенная в период строительства второго пути (1911-1915гг.) принимала воду с озера Байкал, где была построена насосная станция (водоподъемное здание), которые работают до сих пор, обеспечивая поселок водой.

Водонапорная станция


Сохранились здания таможни, сейчас это жилые дома. Таможня была перенесена со станции Выдрино в Танхой 1907 году. На станции производился досмотр вещей. Таможня увеличила значение станции и число жителей на ней. Это способствовало и развитию торговли в поселке, поезда подолгу стояли.

Одно из таможенных зданий


Мы продолжаем свой путь по Московскому тракту – так называл чертежник на карте 1910 года единственную улицу в Танхое, надо сказать, что спланированная в начале века станция, дорога, усадьбы сохранили свои контуры до наших дней.


Приметным является дом на улице Центральной, здесь жили предки Валентины Толкуновой, прадедушка Стрижак Никон работал на паромной переправе в начале ХХ века. Мама Валентины Васильевны закончила нашу школу, поженились родители певицы тоже у нас в Танхое. Василий Толкунов прибыл в Танхой в составе инженерного восстановительного эшелона. Военных строителей расквартировали, как обычно у танхойских жителей. Так и встретились Евгения Смирнова и Василий Толкунов. Валентина Васильевна называла Танхой своей малой родиной.

ул.Центральная 76. Дом,в котором жили родители Валентины Толкуновой


Напротив красивое кирпичное здание – администрация поселка. В 1934 году наша станция, первая в Бурятии, стала поселком городского типа. 

Администрация МО ГП Танхойское


Значимость его была велика: станция, действующая пристань, продолжающиеся поиски нефти, через Танхой осуществлялась связь с севером Байкала.В этом году на здании установлена мемориальная доска Герою Советского Союза Морозову Василию Федоровичу, нашему земляку, на будущий год которому исполнилось бы сто лет. Он сражался на фронтах Великой Отечественной войны. Сотни парней и мужчин ушли защищать Родину в 1941-1945 годах. Вот отсюда, где установлены памятники, провожали на фронт танхойцев. Более ста человек не вернулись домой. Их имена на обелиске. Вечная им память.

Сквер Памяти. Памятники воинам-танхойцам


Двигаясь на восток, перейдя через мостик Безымянного ручья, слева мы видим здание амбулатории, необычность архитектуры хорошо видна с севера, с байкальской стороны. Здание постройки 1904 года. В период строительства железной дороги в Танхое имелась временная больница (холерный барак), который по окончанию строительных работ была ликвидирована. В поселке Шахтерка (1904-1908гг.) существовала больница на 6 кроватей с амбулаторией при ней, устроенная на средства товарищества каменноугольных копий. Постоянное медицинское обслуживание железнодорожного поселка началось с 1905 года. Больничный комплекс занимал два дома. Здесь наряду с амбулаторией имелся родильный дом. Сегодня у нас только фельдшерский пункт.

Амбулатория


Справа находилась усадьба Вильгельма Осиповича Лишко, австрийского подданного, железнодорожного подрядчика, человека предприимчивого и незаурядного. У него была самая большая усадьба в Танхое, более гектара. Он построил три дома, открыл универсальный магазин, в котором можно было купить абсолютно все, что продавалось в Иркутске: от продуктов до промышленных товаров. Лишко был весьма добропорядочным предпринимателем, он не только хорошо платил своим рабочим, ответственно выбирал товары, но, например, за малейший обман покупателя увольнял продавца.

Усадьба В.О.Лишко. На месте усадьбы сегодня располагаются жилые дома танхойцев 


По воскресеньям в его доме собиралась вся местная интеллигенция, звучала музыка, устраивались концерты. Любители музыки могли слушать, их принимали радушно. Зимой Вильгельм Осипович устраивал большой каток на Байкале, там имелись кресло-каталки для малышей, были теплушки для переодевания. В Танхое Лишко обосновался основательно: посадил большой огород, построил теплицы, парники, перед домом разбил сад, в клумбах росло около ста разновидностей роз. Он развел подсобное хозяйство, сам сконструировал инкубаторы. Принимал на полный пансион студентов из Иркутска и Петербурга. За огородом на поверхность выходили пласты синей глины, Лишко намеревался построить кирпичный завод. Но война 1914 года и последующие события не позволили реализовать намеченные планы. Австрийский подданный, хозяйственник и экономист, стремился украсить и разнообразить культурную жизнь поселка, спонсировал строительство Выдринской церкви. Народная память хранит имя этого человека, до сих пор бывшая сенокосная поляна называется Лешковские болота.


К сожалению, административного устройства в поселках не было, не было полицейского надзора. Процветала винно-водочная торговля. Только в 1903 году функционировало 20 «погребков», хотя официально разрешение на продажу алкогольной продукции имел только один торговец. О социальной обстановке газета «Восточное обозрение» писала: «Живем мы, ежечасно ожидая смерти. Каждый, кто только имеет возможность, запасается оружием и по вечерам чувствует тогда только спокойным, когда сидит у себя в хате за семью запорами с револьвером в руках…». В поселке процветали пьянки, драки, дебоши и даже убийства.


В 1969 году в Танхое расположилась центральная усадьба Байкальского биосферного заповедника. Уникальные природные ландшафты от тайги до тундры можно проследить на сравнительно небольшой территории.


В нашем поселке есть детский садик, в сложное время экономического кризиса многие сады были закрыты, мы рады, что наш сохранился и в 2013 году планируется начать строительство нового детского сада.


В 1917 году была построена церковь во имя Святителя Иннокентия Иркутского, церковь в Танхое была открыта уже в 1902 году на пожертвования служащих железной дороги и других частных лиц в бывшем сарае для хранения цемента, он находился недалеко от визит-центра Байкальского заповедника. Современная церковь находится в приспособленном помещении недалеко от клуба. Жители Танхоя собирают пожертвования для строительства нового храма, который будет построен на месте Шабановского парка.

Современная церковь


В 30-е годы церковь сгорела, но остался макет, вырезанный сапожным ножом из кедрового полена 14-летним мальчиком Николаем Костиным, этот экспонат хранится в нашем школьном музее. А Николай в 1943 году погиб, защищая город Сталинград. Жители Танхоя, православная община хотят построить новый храм и имя Николая будет поминаться верующими.

Макет церкви, вырезанный Николаем Костиным


Еще одно популярное у танхойцев место – Шабановский парк. Сейчас здесь находится клуб, поселковая библиотека, а в бывшей кинобудке –  продовольственная лавка. От некогда процветающего уголка, места свиданий и прогулок почти ничего не осталось. Выпускник Технологического Института Шабанов, будучи начальником 4го участка, - его квартира и контора находились в этом полуразрушенном доме, обустроил здесь парк, распорядился разбить дорожки, поставить фонари и скамейки. В центре парка выкопали пруд, в котором плавали лебеди. Уже в 70-е годы парк окончательно был утрачен возникшими здесь строениями, огородами.

Шабановский парк


Слева – здание турбазы, бывшее общежитие рабочих машиностроительного завода, функционирующего здесь в 80-е годы, филиала Улан-Удэнского машиностроительного завода, ныне закрытого. Но турбаза до сих пор принимает туристов.


Справа – 2х этажный дом, построенный в 30-е годы 20го столетия. На этой территории был образован линейно-технический участок, так называемый усилительный пункт проводной связи Москва-Хабаровск (правительственная связь). Это был стратегический объект, охраняемый военными.


От старых построек бывшего поселка Безголовка ничего не сохранилось. Раньше речку Безголовка называли Куркавочная, по названию приспособления, с помощью которого охотились на соболей. Но места у нас золотоносные, вот и ребята прошлых экологических школ уже подтвердили, нашли золото. В речке в начале века нашли труп золотоискателя без головы, вот и возникло новое название. А вообще здесь был поселок коневодов. Кони в то время приносили хорошую прибыль – транспорт, «такси» по льду Байкала для перевозки пассажиров, требовались они и для строительства железной дороги, где заработки на земельных работах доходили до 10 рублей в день, на эту сумму можно было купить корову; подвоз угля, дров для нужд железной дороги и т.д.


Теперь мы оказались с вами в поселке Теребиловка, ныне улица Портовая поселка Танхой или сокращенно «Порт». В 1903 году гавани, пристань освещались электрическим светом, здесь действовала электростанция. Сюда прибывал второй по грузоподъемности в мире ледокол  «Байкал». На его трех палубах одновременно размещалось 25 вагонов, паровоз, пассажиры с багажом. Жизнь здесь бурлила.

Танхойская пристань. Открытка начала ХХ века


Во время войны в казармах на берегу жили курсанты Севастопольского военно-морского училища береговой обороны. До 80х годов 20го столетия пристань работала, у выпускников нашей школы было традицией отправляться в Листвянку на теплоходе «Комсомолец». В советское время здесь стояли военные части, военные моряки занимались изучением дна Байкала.


В начале 20 века строение школы было самым крупным в поселке. И сегодня оно остается самым видимым. В 1906 году в здании паровозных и кондукторских бригад было открыто одноклассное железнодорожное училище (так называемая начальная школа). Уже через 2 года все помещение было передано школе, а в 1909 году в нем же было открыто общежитие для детей линейных рабочих. В железнодорожную школу в 1908 году приезжал кинематограф, событие неординарное и фантастическое в те годы. По объявлению собрался почти весь поселок. Школа была не только образовательным учреждением, здесь проводились все культурные мероприятия: концерты, театральные постановки, выступления местных и приезжих знаменитостей.

Здание кондукторских и аровозных бригад, где в 1906 году расположилось четырехклассное железнодорожное училище


История сохранила имя одного их первых директоров – Грошков Александр Георгиевич (с 16 августа 1912 года). При Александре Ивановиче Орлове (был директором с 1923 года) было построено новое здание школы, буквально перед войной в 1938 году, сейчас мы называем это здание «главный корпус». А вот здание интерната построено в 1968 году при Иннокентии Кузьмиче Куклине, директоре, которому удалось успешно управляться с тремя отдаленными помещениями интерната, реконструировать старое строение школы под спортзал и мастерские. И в 1984 году, после 28 летнего управления школой, он передал эстафетную палочку директора Николаю Георгиевичу Воскобойникову. При Николае Георгиевиче построены столовая, новый корпус, соединительные переходы.

Современное здание школы находится там, где располагался лазарет


Здание школы располагается в уникальном месте - с марта по сентябрь 1905 года здесь находился лазарет государыни императрицы Марии Федоровны. Шла русско-японская война и Танхой превратился в важный стратегический пункт. Именно здесь проходила уникальная ледовая переправа через Байкал, по которой был переброшен подвижной состав на китайскую железную дорогу, именно сюда привозили раненых, именно здесь был впервые использован беспроволочный телеграф.

Мы открыли вам несколько страниц истории нашей станции. История типична, и, тем не менее, нам бы очень хотелось, чтобы вы увидели ее необыкновенность.


Материал подготовлен участниками IV Байкальской Международной Школы Федоровой Екатериной и Афониным Федором под руководством Власовой Светланы Анатольевны.


Гимн школы

  • Пн
  • Вт
  • Ср
  • Чт
  • Пт
  • Сб
  • Вс
  • 27
  • 28
  • 01
  • 02
  • 03
  • 04
  • 05
  • 06
  • 07
  • 08
  • 09
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • 01
  • 02

Фотогалерея



Адрес: Россия, Республика Бурятия, Кабанский район, п.Танхой, ул.Центральная, д.17.

НОУ "Школа-интернат №21 ОАО "РЖД"

Тел./факс: 8 (301-38) 93-7-47, baikal-school@yandex.ru

Разработка сайта sdep.ru